Страничка воспитателя Черных Т. Н.

 

IMG_2670  

ЧЕРНЫХ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА  

Общий стаж - 30 лет 
Педагогический стаж - 28 лет

Воспитатель Первой
квалификационной категории 

Информация для родителей о пользе чтения книг.
Что и как читать детям
5 – 7 лет

deti

     Не секрет, что современные дети мало читают,      предпочитая            книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить родителей задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей.  

Взрослые, при подборе книг для чтения, должны обращать      внимание      на        возраст ребёнка,           уровень         его      интеллектуального развития, интерес к произведению. Не следует стремиться прочесть все: надо думать не о количестве,   а          о          пользе прочитанного  и воспринятого.

     Учеными установлено, что ребёнок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас.Читая вместе с мамой, ребёнок активно развивает воображение и память.

      Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.

      Усваивая содержания сказки, дети учатся передавать слова разных героев, повторяют интонации. Это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

       С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое), с яркими сильными характерами героев. Русские народные сказки «Морозко», «Сивка-бурка», «Царевна - лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и другие.

Как читать?

  • В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребёнка, и выключите компьютер с телевизором.
  • Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее – в общем, добросовестно развлекайте малыша.
  • Показывайте ребёнку картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.
  • Демонстрируйте ребёнку те действия, о которых говорится в стихах и потешках.

   Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра. -             Как только книга надоест младенцу, прекратите чтение отложите её на денёк.

  Если ребёнок не хочет слушать

    Это довольно распространенная проблема современных детей. Слишком много других развлечений и источников информации.             Мультфильмы         можно           смотреть       в          любом количестве и какие захочешь. Зачем ещё и читать скучные бумажные книжки с неподвижными картинками, когда на экране всё динамично, ярко, красиво и при этом сюжет тот же самый. Именно такова позиция детей, которых не ограничивают в просмотре телевизора. Когда же родители спохватываются и начинают пытаться читать детям сказки, в ответ они получают бурный       протест.        Действительно, зачем книги,             когда телевизор? Другое дело, когда телевизор есть лишь на 15-20 минут в день. Естественная потребность в новой информации неизбежно привлечет внимание ребёнка к книге, и он сам попросит вас почитать.

Не нужно ограничивать репертуар детских книг для вашего ребёнка перечисленными ниже произведениями.

Рекомендуемая литература для детей 5-7 лет

    Для этого возраста подойдут сказки А.С. Пушкина, Г.Х. Андерсена, П.П. Ершова, А.М. Волкова, П.П. Бажова, русские народные сказки. Чтобы малыш не заблудился в литературных событиях и образах, просите его пересказывать прочитанное – всё по порядку, с самого начала. Это разовьёт его память и логику.

Русские народные сказки: «Заюшкина избушка», «Мужик и медведь», «Лиса и журавль»,

     «Заяц-хваста», «Хвосты», «Лиса и кувшин», «Журавль и цапля», «Лисичка со скалочкой», «Кот и лиса», «Волк и семеро козлят», «Петушок – Золотой гребешок», «Маша и Медведь», «Храбрый баран», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Сказка про ерша», «Зимовье», «Полкан и медведь», «Лиса и козел».

Авторские сказки: С.Т. Аксаков «Аленький цветочек», П.П. Бажов «Серебряное копытце», сказки А.С. Пушкина, А.Н. Толстой «Приключения Буратино», Н.Н. Носов «Приключения Незнайки». 

    Стихотворения А. Барто, Б. Заходера, С. Маршака, К. Чуковского, В. Жуковского. Произведения о природе: Д.С. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», А.Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы».

Произведения зарубежных авторов: М. Твен «Приключения Тома Сойера», Ю. Олеша «Три толстяка» Р. Толкиен «Хоббит или туда и обратно».

Выбирая книги для чтения дошкольнику, следует обратить внимание на следующее моменты:

  1. Интереснее всего для любого человека информация о нём самом или о подобном. Поэтому основным принципом выбора книг для дошкольников будет тема «О детях». Далее – книги о природе, животных, приключениях и т.д.
  2. Книга, которую читает взрослый ребёнку, должна нравиться ему самому. Если вам не нравится – лучше не берите, это будет чувствоваться в вашем чтении и не вызовет должного отклика у ребёнка.

Поэтому сделаем вывод: постарайтесь заранее прочитать то, что собираетесь читать ребёнку. Вспомните книги, которые читали в детстве вам, спросите у своих родителей, опросите знакомых, что они читают своим детям.

  1. Каждый ребёнок является индивидуальностью. Значит, интересы ребёнка могут отличаться от ваших. Не нужно насильно пичкать ребёнка тем, что он отвергает. Например, ваш ребёнок категорически не хочет слушать вашу любимую книгу Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». После нескольких попыток отложите чтение этой книги на следующий раз. Ищите то, что понравится вашему малышу. Предлагайте разные варианты, и вы обязательно найдете то, что будет по вкусу ребёнку. Или ждите пока он «дорастет» до предложенной книги. Да, это бывает утомительно, но без этого не обойтись. 4. Что интересно одному ребёнку, может совершенно не нравиться другому. Не равняйтесь на других, выбирайте то, что с удовольствием воспринимает ваш ребёнок.
  1. Выберите правильное время для чтения. Не читайте насильно. Если ребёнок хочет поиграть, побегать, предоставьте ему такую возможность, а для чтения подойдет и вечернее время, и послеобеденное. Главное, чтобы ваше чтение не становилось наказанием, насилием, неприятным занятием.
  2. Читая книгу, важно успеть остановиться до того момента, когда ребёнок заскучает. Лучше чуть меньше, но регулярно (каждый день по 10-15 минут).
  3. Для дошкольника очень важно перечитывание. Не отказывайтесь перечитать любимую книгу в пятый – десятый раз. Даже взрослый человек при перечитывании художественного произведения каждый раз замечает новые смысловые нюансы, особенности. Для дошкольника перечитывание создает ситуацию комфортности. Он знает, что будет, заранее радуется поворотам сюжета и обращает внимание на отдельные слова и фразы. Можно сказать, что ребёнок, требующий неоднократного перечитывания, с литературоведческой точки зрения, ведёт себя как «правильный» читатель. Только такое поведение даёт возможность проникнуть в сущность произведения.
  4. Нет жесткого разграничения в чтении младшим дошкольникам и старшим. Если в опыте ребёнка не было книг для младших, вы можете со старшими детьми спокойно начинать знакомство с них. Те, у кого дома есть несколько детей разного возраста, наверное, замечали, как старшие с удовольствием слушают произведения для младших, активно их воспринимают, обсуждают, проговаривают, создавая тем самым очень благоприятную ситуацию примера и повторения, помогая тем самым младшим лучше понять их содержание.

Читайте с удовольствием!