Образовательные стандарты и требования

 
1446225905  

Уважаемые родители!
 

    Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (п. 6 ст. 2 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

На уровне общего образования действует:
▪ ФГОС дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 № 1155.
▪ Комментарии к ФГОС дошкольного образования (письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 № 08-249)
▪ Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021)
▪ Федеральные государственные образовательные стандарты  (https://fgos.ru/)

 ► ФГОС дошкольного образования (ФГОС ДО) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию:

• Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;
• Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования
• Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования

Дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся, в отличие от общего образования, необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка.

 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет преимущественное право родителей на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами и определяет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных Федеральным законом. Именно семья может обеспечить полноценное индивидуальное развитие и успешную социализацию ребёнка в обществе. При этом дошкольные «образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития» (ст. 44 Закон РФ «Об образовании в Российской федерации»).
 
Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру. Ту самую познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Это игра, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение. Это игра, в которой малыш взрослеет.

 Ведь главная миссия дошкольного образования – наполнить жизнь ребёнка позитивными переживаниями детства!

Именно этим и вызвано введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), генеральными линиями которого являются индивидуализация и социализация ребёнка.

                                                                      О требованиях к Программе

 ФГОС ДО определены требования к структуре, содержанию и объему Программы.

Так, определено, что: Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно. Организация сама определяет продолжительность пребывания детей, режим работы, предельную наполняемость групп. В разных группах могут реализовываться различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток. Программа должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Её содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей (образовательные области):

1. социально-коммуникативное развитие;
2. познавательное развитие
3. речевое развитие;
4. художественно-эстетическое развитие;
5. физическое развитие.

 Что является отличительной особенностью Стандарта?

Ключевая формула дошкольного образования – это детство ради детства. Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, главной целью которого, выступает формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

 Портрет выпускника ДОУ согласно ФГОС ДО?

 Ребенок - выпускник ДОУ обладает личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.

Т. е главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе в том смысле, как мы ее понимали раньше, а формирование у ребенка мотивации к познанию и творчеству